Широкое обсуждение получил законопроект, регламентирующий деятельность налоговых консультантов

Широкое обсуждение получил законопроект, регламентирующий деятельность налоговых консультантов

В современном мире бурно развиваются новые информационные технологии, что естественным образом коснулось области взаимоотношений налоговой службы и налогоплательщиков, а по причине регулярных изменений в налоговом законодательстве население не успевает отслеживать актуальную информацию о налогах и сборах. Возникший пробел полноценно заполняют налоговые консультанты, основной задачей которых является обеспечение квалифицированного предоставления правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах. В этом случае налоговые консультанты играют значительную роль как лица, обладающие специальными знаниями и навыками.

Введение в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ Российского государства. Так, вышло постановление Минтруда России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». Однако сфера налогового консалтинга до сих пор не имеет законодательного регулирования. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Федеральной налоговой службой и Палатой налоговых консультантов разработан проект Федерального закона «О налоговом консультировании», основные принципы которого заключаются в следующем.

Во-первых, определяется само понятие налогового консультирования; перечисляются услуги, попадающие под это определение; отражаются правовые основы, в соответствии с которыми будет осуществляться деятельность по налоговому консультированию, например, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов, и другие законы и кодексы, указанные в законопроекте. Здесь так же хотелось бы выделить то, что именно входит в полномочия консультанта при оказании услуг по налоговому консультированию:

  • разъяснение положений законодательства о налогах и сборах;
  • подготовка экспертных заключений;
  • осуществление стратегического налогового планирования для консультируемых лиц, оценку налоговых рисков, а также подготовку рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядку применения налоговых льгот, налоговых вычетов;
  • составление налоговой отчетности (в т. ч. в электронной форме);
  • разъяснение порядка составления налоговой отчетности (в т. ч. в электронной форме);
  • разъяснение порядка представления налоговой отчетности и других документов в налоговые органы (в т. ч. в электронной форме);
  • передача налоговой отчетности и других документов в электронной форме по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы и фиксация даты ее отправки;
  • представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах;
  • представление интересов консультируемых лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органах;
  • подготовка документов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, постановкой на учет (снятием с учета) в налоговых органах (в т. ч. в электронной форме);
  • разъяснение порядка составления и представления документов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, постановкой на учет (снятием с учета) в налоговых органах;
  • представление документов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, постановкой на учет (снятием с учета) в налоговых органах;
  • информирование консультируемых лиц об изменениях в законодательстве о налогах и сборах;
  • информирование консультируемых лиц об их правах и обязанностях в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах.

Во-вторых, названы принципы, на основе которых должен работать налоговый консультант, а так же обозначены его права и обязанности. Важно отметить и то, что проект закона заостряет внимание на квалификационных требованиях специалистов – теперь налоговый консультант при заключении соглашения по налоговому консультированию обязан предъявить консультируемому лицу квалификационный аттестат налогового консультанта. Кроме того, он должен проходить обучение не реже 1 раза в 2 календарных года по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членом которой он является. Судя по всему, данные условия вводятся с целью повышения уровня ответственности и качества оказываемых консалтинговых услуг.

Вместе с этим, прописаны процедуры приобретения статуса налогового консультанта, его приостановления и утраты. Останавливаясь на этом вопросе более подробно, стоит выделить немаловажный момент в одной из статей законопроекта, в которой перечислены квалификационные требования о высшем образовании, о стаже работы и прочие условия, необходимые для приобретения статуса налогового консультанта, а так же названы причины, по которым претендент не вправе приобрести данный статус. Решение о выдаче квалификационного аттестата принимает Объединенная квалификационная комиссия по итогам проверки соответствия претендента установленным квалификационным требованиям и результатом сдачи квалификационного экзамена. Статус налогового консультанта приобретается с момента внесения соответствующей записи в реестр налоговых консультантов, налоговых консультаций, саморегулируемой организации. О ведении реестра налоговых консультантов и консультаций указывается в следующей статье законопроекта. В ней так же прописано то, что контроль и порядок ведения реестра определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. В конкретном случае, им должна стать Федеральная налоговая служба. Таким образом, служба, которая патронирует налоговые правоотношения, будет патронировать и саморегулирование в сфере налогового консультирования.

Наряду с этим, уже законодательно обозначены права и обязанности консультируемых лиц, которые вправе самостоятельно выбирать налогового консультанта и заключать с ним соглашение на основе установленных саморегулируемой организацией налоговых консультантов стандартов деятельности по налоговому консультированию; получать рекомендации, информацию и разъяснения (в том числе письменные консультации), экспертные заключения по вопросам, связанным с применением законодательства о налогах и сборах; информировать саморегулируемую организацию налоговых консультантов о фактах ненадлежащего налогового консультирования; требовать соблюдения тайны налогового консультирования; давать согласие либо отказаться от дополнительного привлечения налоговых консультантов, экспертов и специалистов.

В-третьих, фиксируется статус общественной организации, которая как профессиональный регулятор рынка станет методическим и методологическим органом в сфере налогового консультирования. Установлены требования к саморегулируемым организациям налоговых консультантов и к профессиональным объединениям налоговых консультантов. А в целях обеспечения общественных интересов создан Совет по деятельности в области налогового консультирования. Здесь же приведены пункты основных функций Совета и перечислены представители, входящие в его состав. Помимо изложенного, в законопроекте подробно описаны шаги ведения государственного реестра саморегулируемых организаций налоговых консультантов. Перечислены документы, которые должна представить организация для внесения сведений в государственный реестр, прописаны основания для принятия решения об отказе внесении сведений, а так же исключение из государственного реестра.

И в заключение всего законопроекта отмечено, что с 1 января 2014 года физические лица и организации, не вступившие в саморегулируемые организации налоговых консультантов в порядке, установленном данным Федеральным законом, не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию. Но, тем не менее, налоговые консультанты, имеющие квалификационный аттестат, выданный до вступления в силу закона профессиональными сообществами налоговых консультантов, вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию без повторной сдачи квалификационного экзамена.

И так, почему нужен этот закон? Сыграет ли он существенную роль в правовых аспектах Российского государства? В общем, появление закона на эту тему вызывает немало вопросов. Хотя уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Очевидно, что данный проект закона призван регулировать отношения, складывающиеся между налоговыми консультантами и участниками налоговых отношений. Для налогоплательщиков налоговое консультирование должно проводиться исключительно по их добровольному желанию на основе доверенности, выдаваемой физическим лицом, или договора между сообществом налоговых консультантов и конкретным налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом). Для государства и для налогоплательщиков важно, чтобы сфера налогового представительства и консультирования не была захвачена случайными неквалифицированными лицами. Ведь за результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик. Таким образом, консультант должен быть независимым, действовать в точном соответствии с законом, не поддерживать контакты, которые могут ограничить его деятельность, сохранять тайну налогоплательщика и действовать в его интересах с соблюдением законодательства. В целом деятельность налоговых консультантов нужна и полезна как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Потому как выявление «недоработок» в нормативно-правовой базе налогообложения в результате налоговых проверок в конечном итоге, приводит к их исправлению. Поэтому, только детальное знание законов может оптимизировать сумму налогов, грамотно применить налоговые льготы и должным образом подготовить документацию к представлению в налоговые органы.

1008

Сайт centrnp72.ru носит информационный характер и не при каких условиях и обстоятельствах не является публичной офертой.
Согласие на обработку персональных данных
Политика конфиденциальности
Правовая информация

Заказать звонок!
X
Заказать звонок!
+7 (3452) 500 696