Вызовы на допрос в налоговую инспекцию – явление довольно частое в современных реалиях, особенно это касается проведения выездной налоговой проверки, когда на допрос могут быть вызваны до 70% сотрудников организации, а то и все до одного. В связи с этим абсолютно всем работникам проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) необходимо подробно знать о своих правах и обязанностях в ходе проведения допроса, о том, кто может быть вызван на допрос, а также как нужно правильно отвечать на вопросы инспекторов.
Что касается нормативного регламентирования проведения допроса, здесь законодатель краток и лаконичен, уместив все положения в рамках одной статьи 90 Налогового кодекса, в которой содержатся лишь основные правила, а именно перечислены лица, которые не могут быть вызваны на допрос в качестве свидетелей (недееспособные лица, а также лица, обладающие сведениями, составляющие профессиональную тайну – адвокат, аудитор).
В целом Налоговый кодекс не ограничивает перечень ситуаций и мероприятий, при которых лицо может быть вызвано на допрос (к примеру, если проводится камеральная и выездная налоговая проверка), таким образом, на допрос может быть вызвано абсолютно любое лицо. Так, Вы можете быть вызваны на допрос по вопросу сведений о фирме, в которой работали еще два года тому назад, или сведений о фирме-контрагенте, или даже если за Вас были поданы в налоговую инспекцию справки по форме 2-НДФЛ от абсолютно незнакомой Вам организации, в которой Вы никогда не работали (такие случаи также встречаются).
Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах. Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г. по делу № А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. № КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.
Соответственно в том случае, если инспектор вызывает на допрос путем телефонного звонка, не вручив повестки, обязанность явиться на допрос в этом случае у лица не возникает. Что касается случая, когда инспектор направляет повестки почтой, то он это сделает непременно заказным отправлением с уведомлением о вручении, дабы получить в дальнейшем подтверждение вручения. Таким образом, если желание и намерение явиться на допрос у свидетеля отсутствует, достаточно не получать повестку на почте по извещению.
Если же все-таки повестка получена, и есть этому подтверждение (роспись лица в уведомлении о вручении, которую Вас попросят сделать на почте), то неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ, а именно – штраф в размере 1 000 руб. При этом необходимо иметь в виду, что это единственная и максимальная санкция за неявку на допрос и Налоговый кодекс не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний.
В рамках проведения выездной налоговой проверки проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа, проводящие проверку. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел. Такая возможность установлена совместным Приказ МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки. Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. № 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. № 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.
Часто возникающий вопрос: может ли лицо отказаться от дачи показаний? Здесь следует отметить, что перед началом допроса инспектор обязан предупредить Вас о Ваших правах и обязанностях, что является обязательной процедурой и фиксируется подписью свидетеля. Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются. В данной ситуации применима норма, содержащаяся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо. В то же время на основании ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации. Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.
Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ. Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса. Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.
При наличии сомнений в своих силах при проведении допроса всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к адвокату или юристу, который проследит за правильностью процедуры проведения допроса, а также за соответствием фактически изложенных свидетелем обстоятельств тому, что зафиксирует инспектор в протоколе.
Возможность привлечения представителя свидетеля обусловлена частью 1 ст. 48 Конституции, согласно которой каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Необходимо помнить, что в целях оказания юридической помощи для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность. Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.
Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают. Ответы «не знаю» и «не помню» допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг Ваших обязанностей или Вы затрудняетесь вспомнить по прошествии длительного периода времени. После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.
Сайт centrnp72.ru носит информационный характер и не при каких условиях и обстоятельствах не является публичной офертой.
Согласие на обработку персональных данных
Политика конфиденциальности
Правовая информация
Нажимая на кнопку «Перезвоните мне», я даю согласие на обработку своих персональных данных