О ПРАКТИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

О ПРАКТИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация: Статья посвящена практике планирования выездных налоговых проверок с учетом текущих реалий. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что высокая аналитическая составляющая в деятельности налоговых органов позволяет достигать практически 100% результативности выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Ключевые слова: выездная налоговая проверка, планирование выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ.

Abstract: The article is devoted to the practice of planning field tax audits based on current realities. Based on the analysis, the author concludes that the high analytical component in the operation of tax authorities can achieve nearly 100% efficiency of field tax audits in the Russian Federation.

Key words: field tax audit, planning of field tax audits, pre-audit analysis

УДК 336.225.674

ББК У261.41-212.1

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в последнее время в ходе выездных налоговых проверок – это занижение налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в результате создания формального документооборота с использованием «фирм-однодневок». Налоговики научились легко выявлять и доказывать схемы налогоплательщиков с использованием «фирм-однодневок».

В настоящее время ФНС России уделяет значительное внимание аналитической составляющей в своей работе. В налоговых инспекциях созданы специальные аналитические отделы, где сотрудники занимаются предпроверочным анализом налогоплательщиков, выявлением предполагаемых сумм доначислений. Этими отделами ещё до включения налогоплательщика в план проверок анализируются вся имеющаяся информация о его деятельности, запрашивается необходимая информация о контрагентах претендента на выездную налоговую проверку. И в результате, к началу проверки, проверяющие уже знают все слабые стороны проверяемого налогоплательщика. Чаще всего, в поле зрения налоговиков попадают налогоплательщики, которые сотрудничают с «фирмами-однодневками», то есть перечисляют на счета этих фирм значительные денежные средства. Как только налоговый орган выявил, что организация обладает признаками «фирмы-однодневки», сразу все её контрагенты попадают под пристальное внимание.

Выявляются подобные фирмы-однодневки на стадии планирования следующим образом:

  1. анализируются бухгалтерская и налоговая отчетность организации. Как правило, она либо «нулевая» либо показаны большие обороты и минимальные суммы налогов к уплате. Не представлены справки по форме 2-НДФЛ, отсутствуют активы по данным бухгалтерского баланса. В учетных данных и в отчетности организации отсутствуют контактные телефоны.
  2. анализируется сведения о директоре и учредителе компании. Очень распространенными являются случаи, когда эти директора являются «массовыми», то есть на них еще зарегистрированы другие компании. При этом сведения о доходах на данное лицо в базе данных отсутствуют. Ещё очень часто, у директоров местных компаний прописка другого региона. Например, в Тюменской области очень много «фирм-однодневок» зарегистрировано на граждан, проживающих в Свердловской области и в городе Екатеринбург.
  3. анализируется информация об организации в Интернете или в ДубльГисе, в справочных телефонных службах. Как правило, она отсутствует.
  4. анализируются учетные данные на предмет наличия транспортных средств, имущества, земельных участков, обособленных подразделений. Устанавливается дата постановки на учет. Обычно дата постановки на учет – не более одного года, а транспорт, имущество, земля, обособленные подразделения – отсутствуют.
  5. анализируются сведения об открытых и закрытых расчетных счетах налогоплательщика. Как правило, счета открыты в «не совсем благонадежных» банках, которые «славятся» тем, что у них обслуживаются «нехорошие» организации. Далее направляется запросы в банки о предоставлении выписки о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика. После получения ответа из банка, делается анализ движения денежных средств. Как правило, выявляется следующее: на фирму-однодневку перечисляются денежные средства от большого числа различных организаций за различные товары, работы, услуги. Далее все денежные средства либо снимаются с расчетного счета с назначением платежа «на хозрасходы», «на заработную плату» (при этом НДФЛ и страховые взносы не перечисляются в бюджет), «на командировочные» (при этом работники в штате отсутствуют). Могут перечисляться на пластиковые карты с назначением платежа «оплата по договору займа» или «пополнение счета» или приобретаются банковские векселя. Также денежные средства могут дальше перечисляться крупными суммами на счета одной или нескольких сомнительных контор.
  6. направляется поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту нахождения предполагаемой «фирмы-однодневки». Результатом чаще всего бывает ответ о непредоставлении документов по требованию налогового органа.
  7. поиск и допрос руководителя «фирмы-однодневки». Как правило, в ходе допроса он поясняет, что не является руководителем, ничего не знает, не подписывал никакие документы, зарегистрировал на своё имя организацию за вознаграждение.
  8. осмотр адреса места нахождения «фирмы-однодневки». В ходе осмотра устанавливается, что данная организация не находится по указанному адресу и никогда не находилась, договоры аренды с ней не заключались, что подтверждается показаниями собственника помещений.

Проведя весь комплекс указанных выше проверочных мероприятий налоговый орган убеждается, что анализируемая фирма является «фирмой-однодневкой» и приступает к анализу организаций, которые перечисляли денежные средства на счета «фирмы-однодневки».

Что должно учитываться при проведении анализа прежде всего:

  1. Выявляются организации, которые состоят на учете в том налоговом органе, который проводит анализ.
  2. Уточняется, не ликвидированы ли на момент проведения анализа, не находятся ли в процедуре банкротства.
  3. Далее устанавливаются реально действующие компании, так как среди тех организаций, которые перечисляют на счета «фирмы-однодневки», могут быть также «фирмы-однодневки».
  4. Устанавливается, не проводились ли выездные налоговые проверки за тот период, когда осуществлялись перечисления на «фирму-однодневку».
  5. Отбираются организации, которые систематически и в больших объемах перечисляли денежные средства на счета «фирмы-однодневки».
  6. Среди отобранных организаций приоритет отдается тем, у которых имеются на балансе основные средства, запасы, дебиторская задолженность, имеются незавершенные государственные и муниципальные контракты, лицензии, разрешения, так как вероятность взыскания доначисленных сумм в данном случае выше.

Отобрав список организаций по критериям, указанным выше налоговые органы приступают к детальному анализу уже каждого предполагаемого кандидата на выездную налоговую проверку.

Для этого проводится следующий комплекс мероприятий:

  1. Запрашиваются выписки о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика. По выписке определяются основные заказчики, покупатели, поставщики, объемы перечисляемых денежных средств. Кроме того, отслеживаются и иные «фирмы-однодневки», с которыми мог также работать налогоплательщик. При их выявлении, проводится весь комплекс мероприятий по «фирмам-однодневкам», указанный выше.
  2. В отделах камеральных проверок запрашивается вся информация о выявленных нарушениях и несоответствиях в отчетности. Анализируются акты и решения налоговых органов. В случае, если в ходе камеральных налоговых проверок налогоплательщиком представлялись документы, регистры бухгалтерского и налогового учета – проводится их анализ.
  3. Анализируется информация о налогоплательщике, имеющаяся в сети Интернет с целью определения фактических видов осуществляемой деятельности, места нахождения организации, сведений о заключенных государственных и муниципальных контрактов.
  4. Анализируются сведения о представленных доходах работниках по форме 2-НДФЛ. В случае, если они ниже среднеотраслевых, целесообразно вызвать на допрос бывших работников организации с целью установления фактического уровня заработной платы и сведений о том, каким образом она выплачивалась, где хранится «двойная» бухгалтерия. Как правило, бывшие работники охотно рассказывают необходимую информацию для осуществления эффективного налогового контроля.
  5. Анализируется уровень налоговой нагрузки налогоплательщика в сравнении со среднеотраслевыми, темп роста доходов и расходов, уровень рентабельности.
  6. Анализируются сведения об участии руководителя и учредителей в деятельности других компаний. Возможно, если руководители и учредители являются участниками других компаний, целесообразно проверить одновременно все компании.
  7. Анализируются сведения о доходах, имуществе, транспорте, земле руководителей и учредителей налогоплательщика. Если они несоизмеримы, скорее всего, заработные платы скрываются, а денежные средства выводятся с организации путем использования схем «обналички».
  8. Анализируется сведения о проведенных ранее выездных налоговых проверках и указываются выявленные нарушения с целью проверки данных нарушений в ходе предстоящей налоговой проверки.
  9. Анализируются сведения о наличии задолженности по налогу на доходы физических лиц путем сопоставления сводных справок о доходах с суммой перечисленного налога.
  10. Анализируются иные сведения о налогоплательщике. Например, поступившие жалобы, сведения из полиции, прокуратуры, Следственного комитета, Администрации.
  11. На стадии предпроверочного анализа проводятся проверки полноты оприходования выручки за проверяемый период с целью выявления неоприходованной выручки и иных нарушений.
  12. Решается также вопрос о привлечении сотрудников органов внутренних дел для участия в выездной налоговой проверке в случае, если налоговый орган предполагает доначисление налогов в больших размерах или ожидается возможное противодействие со стороны налогоплательщика.
  13. На стадии планирования налоговой проверки решается вопрос о необходимости проведения в первый день выездной налоговой проверки оперативных мероприятий, таких как: выемка оригиналов документов, электронных баз данных, проведение осмотров места осуществления деятельности предприятия, допросов работников организации.

Результаты проведенного анализа отражаются в предпроверочном анализе по налогоплательщику и являются обоснованием для включения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. В обязательном порядке должна быть указана предполагаемая сумма доначислений, чаще всего она указывается в разбивке по каждому контрагенту – «фирме-однодневке». Например, минимальная сумма доначислений в Тюменской области составляет от трехсот тысяч рублей. Но зачастую, речь идёт о миллионах рублей.

План проверок согласуется руководителем налогового органа и затем направляется на утверждение в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Проведение подробного предпроверочного анализа является весьма хорошим способом борьбы с коррупцией в рядах налоговых инспекторов, проводящих выездные налоговые проверки, так как при столь явной картинке предполагаемых нарушений вступить в сговор с налогоплательщиком практически невозможно.

Таким образом, ещё до выхода на проверку сотрудники налоговых органов располагают всей необходимой информацией для доначисления организации налогов. Им остается только проверить указанные в предпроверочном анализе данные, провести необходимые мероприятия налогового контроля с целью сбора доказательственной базы по выявленным нарушениям.

Именно благодаря высококачественной аналитической составляющей в работе налоговых органов и достигается практически стопроцентная результативность выездных налоговых проверок, и исключается «случайное» попадание организаций в план проведения проверок.

Список использованной литературы

  1. Комарова, Е. Н. К кому придут с налоговой проверкой? // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. – № 7. – С. 76–78.
  2. Мелконян, Е. В. Как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку компании // Российский налоговый курьер. – 2012. – № 7. – С. 56–57.
  3. Мельникова, Ю. А. Планирование выездных налоговых проверок: что изменилось? // Налоговая проверка. – 2012. – № 4. – С. 64–73.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 : офиц. текст : [принят Гос. Думой 31 июля1998 г. : по состоянию на 03 дек. 2011 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – URL:\\10.12.1.168\cons\Consultant\CONS.EXE. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 15.08.2012.
  5. Начаркин, Д. У истоков выездной налоговой проверки // Практическая бухгалтерия. – 2012. –№ 6. – С. 66–72.
  6. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок : приказ № ММ-3-06/333@ : принят ФНС России 30 мая 2007 г. : по состоянию на 10 мая 2012 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – URL : \\10.12.1.168\cons\Consultant\CONS.EXE. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 15.08.2012.
  7. Полянская, В. А. План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут // Главная книга. – 2012. – № 5. – С. 78–79.
  8. Попов, А. К. Возможность проведения выездной проверки: оцениваем сами // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. – № 6. – С. 44–55.
  9. Уварова, С. П. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок // Налоговая политика и практика. 2009. – № 12. – С. 14–18.
  10. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] / Правительство Рос. Фед. ; Минфин России. – Электрон. дан. – М. : ФНС, 2005– . – URL : www.nalog.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
помощьНашли ошибку в тексте сайта?
Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
1135

Сайт centrnp72.ru носит информационный характер и не при каких условиях и обстоятельствах не является публичной офертой.
Согласие на обработку персональных данных
Политика конфиденциальности
Правовая информация

Заказать звонок!
X
Заказать звонок!
+7 (3452) 500 696