​Досудебное урегулирование споров

​Досудебное урегулирование споров

Вектор деятельности налоговых органов сместился в сторону урегулирования споров с налогоплательщиками на досудебной стадии. Данное изменение дает свои результаты, что стало следствием улучшения качества налогового администрирования.

По информации начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Тюменской области Ножкиной Ольги Юрьевны снижение жалоб налогоплательщиков по Тюменской области произошло в 2018 году на 13 %, а за первое полугодие 2019 года - на 21 %. В 2019 году жалобы по результатам налоговых проверок сократились на 33 %. Оспоренные суммы снизились в 5 раз, удовлетворенные суммы – в 3 раза.

Основные налоговые споры

Наиболее распространенным нарушениями в Тюменской области являются:

- несоблюдение требования о реальности сделок с проблемными контрагентами;

- несоблюдение положений ст. 54.1 Налогового кодекса РФ;

- схемы с недобросовестными контрагентами в целях завышения расходов и вычета НДС, в т.ч. путем предоставления фиктивных договоров, вовлечение фирм-однодневок.

В основном такие дела разрешаются в пользу налоговых органов и только единичные решения выносятся в пользу налогоплательщиков ввиду недоказанности налоговыми органами факта налогового правонарушения.

Изменение судебной практики

Произошло изменение судебной практики в случаях, когда происходит переход со спецрежима на общий. Ранее при расчете пеней и штрафов не учитывались суммы единого налога, уплаченного в связи с применением специального налогового режима.

Теперь сумма единого налога, поступающая в региональный бюджет, учитывается в счет налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет региона (например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 21.05.2018 года № А70- 10587/2016).

Истребование документов

Налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщиков документы вне рамок выездной проверки, в отношении конкретной сделки с контрагентом. Такие операции могут быть видны по движениям по расчетным счетам налогоплательщика. На основании ст.93.1 НК РФ налогоплательщику в таком случае направляется требование. Однако зачастую налогоплательщики не исполняют такие требования, ссылаясь на их незаконность. Но такие жалобы не удовлетворяются налоговыми органами, ввиду законности требований.

В отношении информации и документов, запрошенных налоговыми органами в рамках налоговых проверок, часто возникают ситуации, когда налогоплательщики не предоставляют запрошенную информацию в связи с тем, что, по их мнению, она не связана с предметом проверки. Однако, такое непредставление неправомерно, т.к. в Налоговом кодексе РФ перечень информации, которую могут запросить налоговые органы, не закреплен, соответственно, налоговая инспекция имеет право самостоятельно определить полноту и комплектность документов для запроса.

При истребовании документов налогоплательщики часто просят отсрочку ввиду большого объема запрошенной информации, документов. И налоговая инспекция при наличии оснований идет навстречу.

Споры по регистрации

Данная категория неналоговых споров связана с недобросовестностью налогоплательщиков. Основные споры возникают в отношении достоверности сведений, размещенных в едином реестре налогоплательщиков.

Налоговыми органами принимаются такие меры как внесение записи в реестр о недостоверности сведений, принудительная ликвидация.

В общем произошло снижение количества жалоб на регистрационные действия налоговых органов. За 1 полугодие 2019 года в УФНС по Тюменской области ни одна жалоба налогоплательщика по аналогичному вопросу не была удовлетворена.

Отказы в регистрации сведений о налогоплательщиках строятся на комплексе мероприятий по работе с проблемными контрагентами.

Например, при подаче в налоговый орган заявления о смене руководителя организации инспекция провела проверку и доказала, что новый руководитель не имеет отношения к деятельности компании. Накануне произошла смена участника организации на иностранной юридическое лицо, хозяйственная деятельность организации прекращена, счета закрыты. На основании собранной доказательной базы инспекцией были внесены записи о недостоверности сведений и предприятие было принудительно ликвидировано.

В заключение начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Тюменской области напомнила, что узнать о решениях по жалобам на действия налоговых органов можно на сервисах ФНС «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам».

Источник: выступление начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Тюменской области Ножкиной Ольги Юрьевны на публичных слушаниях, прошедших 29 августа 2019 года в Тюмени.

337

Сайт centrnp72.ru носит информационный характер и не при каких условиях и обстоятельствах не является публичной офертой.
Согласие на обработку персональных данных
Политика конфиденциальности
Правовая информация

Заказать звонок!
X
Заказать звонок!
+7 (3452) 500 696